8 февраля 2019
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТОРГОВЛЮ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
С 1 января 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вносимые Федеральными законами от 31.12.2017 № 487-ФЗ и от 25.12.2018 № 488-ФЗ, позволяющие Правительству Российской Федерации вводить обязательную маркировку отдельных товаров средствами идентификации.
Целью введения маркировки служит: для государства - эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции, увеличение доли легальной продукции на рынке, рост собираемости таможенных и налоговых платежей; для бизнеса - сокращение конкуренции со стороны недобросовестных участников рынка; для потребителей - возможность проверить легальность товара, с помощью специального бесплатного мобильного приложения.
СРОКИ ВВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ
- Табачная продукция – с 1 марта 2019 года;
- Обувь – с 1 июля 2019 года;
- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек – с 1 декабря 2019 года;
- Духи и туалетная вода – с 1 декабря 2019 года;
- Новые шины и покрышки пневматические резиновые – с 1 декабря 2019 года;
- Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи – с 1 декабря 2019 года;
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия – с 1 декабря 2019 года;
- Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки – с 1 декабря 2019 года;
- Бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное – с 1 декабря 2019 года.
КАКИЕ СВЕДЕНИЯ БУДУТ ВНОСИТЬСЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ МАРКИРОВКИ
Обязательному раскрытию участниками рынка подлежит следующая информация:
- сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- сведения о маркируемых товарах;
- сведения о средствах идентификации, нанесённых на товары;
- сведения о технических средствах, используемых для обмена информацией с информационной системой мониторинга.
Кроме того, в системе будут содержаться сведения обо всех нарушениях требований об обязательной маркировке товаров, выявленных потребителями товаров.
Обязанность по раскрытию вышеуказанной информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции. Они станут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.
КАК РАБОТАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА ТОВАРОВ
Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.
- Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки — и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать, тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
- Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
- Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.
Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них — обязательная маркировка товаров.
За дополнительными консультациями в Мурманской области по вопросам, связанным с требованиями к оборудованию, можно обращаться в ООО «Инженерно-техническая фирма», г. Мурманск, пер. Терский, д. 13, тел. (8152) 45-90-45, https://itfirm.ru.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РОЗНИЧНОГО МАГАЗИНА
Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.
Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.
Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю — включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.
Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования — чтобы считывать коды, — а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.